Цитаты Горького о Толстом

На данной странице вы найдете цитаты Горького о Толстом, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Этот человек – богоподобен!

***

Приведу несколько интересных цитат.
Для меня было открытие. что Толстой ругался матом, да не просто при крестьянах, но при интеллигентном, начинающем писателе.

Во Льве Николаевиче есть много такого, что порою вызывало у меня чувство, близкое ненависти к нему, и опрокидывалось на душу угнетающей тяжестью. Его непомерно разросшаяся личность — явление чудовищное, почти уродливое, есть в нем что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит. Да, он велик! Я глубоко уверен, что помимо всего, о чем он говорит, есть много такого, о чем он всегда молчит,— даже и в дневнике своем,— молчит и, вероятно, никогда никому не скажет. Это «нечто» лишь порою и намеками проскальзывало в его беседах, намеками же оно встречается в двух тетрадках дневника, которые он давал читать мне и Л. А. Сулержицкому; мне оно кажется чем-то вроде «отрицания всех утверждений» — глубочайшим и злейшим нигилизмом, который вырос на почве бесконечного, ничем не устранимого отчаяния и одиночества, вероятно, никем до этого человека не испытанного с такой страшной ясностью. Он часто казался мне человеком непоколебимо — в глубине души своей — равнодушным к людям, он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их — смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с величайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматривается в «самое главное» — в смерть.
Всю жизнь он боялся и ненавидел ее, всю жизнь около его души трепетал «арзамасский ужас», ему ли, Толстому, умирать?

«Слабый» Толстой – это проповедник, который во глубине души не верит и своему Богу и своему учению. В одной дневниковой тетради, который Толстой ему дал читать, Горький нашел запись: «Бог есть мое желание». Как в письмах 2010 года Горький упорно «развенчивает» христианского мыслителя и буддиста: «О буддизме и Христе он говорит всегда сентиментально; о Христе особенно плохо – ни энтузиазма, ни пафоса нет...» Он опасается, иронично замечает мемуарист, что при появлении Христа в русской деревне – «его девки засмеют».